Человек-потреблядь и его психология. Для поддержания жизнеспособности экономики современной капиталистической системы, усилиями маркетологов был взращен так называемый «человек-потреблядь», смыслом жизнедеятельности которого выступает накопление богатств и демонстрационное потребление, поднимающее самооценку и тешащее чувство собственной значимости. Человек-потреблядь по сути неотделим от своих вещей, девайсов, имиджа и стиля жизни. Вспоминается случайно посмотренный мной диалог персонажа популярного сериала «Физрук», когда тот на реплику в его адрес: «Ты неудачник!» вспыхнул: «Да у меня квартира-трешка в Москве! У меня «Геленваген!!» Как видим, самоидентификация человека-потребляди напрямую сопряжена с его имуществом. Человек-потреблядь в сущности и есть совокупность его вещей, и, как верно подметил «Mr. Freeman» в старом некогда популярном ролике: «Я есть, а вас – нет! Вы, например, можете подарить свой мобильник первому встречному? Можете прямо сейчас отформатировать винт на вашем компьютере? Стремно? А знаете, почему вы этого не сделаете? Потому что это для вас равноценно самоубийству, вы без этого не существуете!» Современная жизнь молодых людей выстроена так, чтобы они потребляли как можно больше ненужного. Разберем это на примере праздников и жизненных событий. Свадьба. Молодожены (и их близкие родственники) покупают венчальные костюмы, заказывают церемонию, обмениваются кольцами, арендуют лимузин, устраивают банкет на огромную сумму (перед этим проведя мальчишник/девичник) с участием множества гостей и тамады. Самый обязательный атрибут любой свадьбы – внимание! – фотосессия. Часто для нее нанимают профессионала. После всех торжеств молодые муж и жена едут в заграничное путешествие. Рождается ребенок. Его мать торжественно встречают из роддома с большим букетом цветов и дорогим подарком, опять же закатывают банкет, для новорожденного делаются «подарки». Все снимается на фото. Ребенок идет в первый класс. Его снаряжают школьной формой, цветами и набором канцелярских принадлежностей. Это все тоже отмечается и фотографируется. Новый год. Что это прежде всего? Это елка, шампанское и другое бухло, объем продуктов, в 3-4 раза превышающий обычную дневную потребность в еде, фейерверки-хлопушки-огни-гирлянды, и куча подарков всем подряд. Это тоже надо снять хотя бы на телефон. Отпуск летом. Обязательно накупить сувениров, сфотографировать все, что ты видел в путешествии, и выложить в сеть. То есть, мы видим, что: Во-первых, любой праздник или событие в жизни отмечается чередой актов потребления. Во-вторых, при этом обязательна фотосессия, с последующим выкладыванием фото в соцсети. Иначе зачем было затевать эту байду и долго готовиться к празднику? Фотографии нужны уже не столько на память, сколько для демонстрации напоказ. Что все это означает? То, что основной мотивацией многочисленных и дорогостоящих приобретений является не необходимость в них, а стремление «выпендриться», продемонстрировав их. После духовного вакуума 1990-х годов российская власть взяла на вооружение идеологию, разработанную и обкатанную на Западе: стремление к богатству и «статусному потреблению». В качестве выхода из серого беспросветного уныния 90-х система предложила людям стать богатыми, успешными и знаменитыми, демонстрируя обывателям с экранов телевизоров и мониторов картинки «красивой жизни», подкрашенной в видеоредакторе. По задумке новых хозяев идей, желания человека должны затмевать его потребности, и даже – физические возможности воплотить в жизнь свои запросы. Люди должны хотеть приобрести все новые и новые вещи, даже когда в них нет практической нужды. Хозяину пусть даже престижного авто будет давить на нервы факт, что у его знакомого машина на порядок дороже, а владельцу двухкомнатной квартиры – что у его родственников в квартирах больше комнат. Даже школьника с «самсунгом» будет бесить «айфон» у его соседа по парте. Социальное программирование направлено на то, чтобы мы всегда были недовольны своей жизнью и стремились приобрести больше и дороже. Отныне люди стали самоидентифицировать себя не со своей сферой деятельности, как в советские времена (я – рабочий, я – врач, я – архитектор) и степенью полезности обществу, а с тем, как они проводят досуг. Теперь их «Я» лежит в сфере потребления. Вместо стремления к любимому занятию человек-потреблядь занимается накоплением и демонстрацией богатств. Достоинство человека в современной системе оценивается его способностью быть потребителем. Сегодня быть – значит иметь. Итак, главный ориентир нынешнего человека – жить дорого и статусно, а главные его достижения – это акты потребления, факты обладания дорогостоящей вещью. Социальное программирование внушило, что не иметь собственного жилья, авто и дорогих вещей есть позорное явление для белого человека. Обладание же этими вещами, согласно рекламе, сулит радость, счастье, одобрение окружающих и легкую жизнь. У потреблядства есть более глубокая суть. Обладая престижными вещами люди хотят чтобы их любили и уважали. © Константин Kastaned https://kastaned.livejournal.com/55438.html